Погружение в сервис:
LTV и формула сервиса
становимся гуру сервиса
Каждый день мы строим долгосрочные отношения с нашими гостями, нас не интересуют одноразовые встречи, нам важно, чтобы гости радостно возвращались к нам каждый день.

Человек, на протяжении пяти 5 лет покупающий у нас чашечку кофе, приносит кофейне больше прибыли, чем одноразовые гости с чеком на крупную сумму. А почему именно так, читай ниже.
LTV
Live Time Value - это потенциальная сумма, которую гость может принести кофейне
  • Наша цель - создать у себя как можно больше постоянных гостей, а не одноразовых.
    Раз ты стал частью команды Ü, теперь это и твоя цель! Ведь твоя ежемесячная зарплата напрямую зависит от количества постоянных гостей и качества твоей работы с ними. Сейчас объясним почему.
  • LTV = ср.чек ⨯ кол-во посещений гостя в неделю ⨯ кол-во недель в году ⨯ кол-во лет ⨯ кол-во человек, которым он нас порекомендует = стоимость гостя
    Существует особая формула, позволяющая высчитывать то, сколько денег принесёт отдельно взятый гость в твою компанию:

    LTV = 400 ⨯ 5 ⨯ 52 ⨯ 5 ⨯ 8 = 4,160,000

    Именно столько стоит среднестатистический гость, если мы его сделаем гостем постоянным.

    Зачем нам делать гостей постоянными?

    Просто свяжи два факта: именно гость приносит в кофейню деньги, из которых ты позднее получаешь зарплату. То есть именно гость тебе ее платит. Есть гости = есть деньги на оплату твоего труда.
  • Как же сделать гостя постоянным?
    На самом деле, ты уже знаешь! Давай порассуждаем на эту тему:

    Кто такой постоянный гость? Это тот, кто регулярно возвращается к нам и совершает покупку.

    Перенесем на себя - при каких обстоятельствах тебе хотелось бы возвращаться в пространство? Наверняка, ты скажешь "если мне там все нравится и комфортно". Переводя на наш язык - ты получаешь там позитивный клиентский опыт.

    Получается, гость должен получать позитивный клиентский опыт (он же - бесшовный) в нашей кофейне.
Бесшовный опыт
Лояльность гостя обратно пропорциональна объему усилий, который ему нужно приложить, чтобы получить желаемое

Иными словами - чем легче гостю получить то, что он хочет, тем лояльнее он будет


Гость должен получать продукт:

  1. с высокой скоростью
  2. стабильный
  3. безопасный

Тогда его опыт можно считать бесшовным ⇒ гость будет возвращаться

  • Как понять, какой опыт испытывает гость?
    Посмотри на его выражение лица:

    - если он улыбается - отлично, это то, что нам нужно!
    - если он негодует, сердится, грустит - значит, испытывает негативный опыт - это нужно исправить как можно быстрее (вспомни регламент отработки рекламации - переведи негатив в позитив)
    - если же гость вообще не показывает никаких эмоций - значит, мы не подобрали ключ к его сердцу и не пробудили эмоции - это самое сложное состояние.
  • Что можно сделать в такой ситуации?
    Начни с малого - познакомься! Прояви заинтересованность в госте, чтобы он почувствовал, что мы ему рады, и захотел вернуться к нам.

    Если получилось познакомиться, попробуй узнать тему гостя
Тема гостя
Тема гостя - это то, что характеризует человека как личность.

Очень часто бариста говорят с клиентами о погоде или делают комплименты, и это круто - использовать small talk. Но ВАУ, это когда ты знаешь имя и персональную тему гостя.


Например, гость Иван всегда ходит со спортивной сумкой и это повод узнать, он занимается силовыми? Играет в теннис? А может быть он в бокс?


Так ты можешь узнать, что Иван занимается сумо 3 раза в неделю. И его тема - это спорт!


Знание темы и предпочтений гостя позволяет быть более уместным в контакте с ним. Например, если ты знаешь, что он любит кислое, ты точно можешь посоветовать ему новый кислый десерт, если 


Самые популярные темы гостя:


  • хобби
  • работа
  • домашние животные
  • увлечения (любимое кино, любимая музыка)
  • дата его дня рождения!

Помни - люди ходят на людей! Именно твоя искренняя заинтересованность в гостях будет цеплять их и притягивать к тебе!

Лояльный гость
Следующий "уровень" постоянного гостя - это лояльный гость
  • Главное отличие лояльного гостя от постоянного - лояльный гость сарафанит

    Уходя из заведения у каждого человека есть 3 варианта развития событий:

    • Гость уходит и рассказывает как у нас хорошо
    • Гость уходит и рассказывает как у нас плохо
    • Гость уходит и вообще ничего не рассказывает

    Нам важно, чтобы клиенты всегда рекомендовали нас. Ведь единственный источник новых гостей - это старые гости, которые рассказывают о нас.

    Поэтому каждую смену работай над улучшением опыта гостя. Практика - на смене, калибровка в целях и результатах - на пятиминутках и шерингах. А поможет тебе в этом формула сервиса.
Формула сервиса
Именно она помогает нам каждого одноразового гостя превратить в постоянного, лояльного

Формула сервиса состоит из трех факторов:


  1. Эмпатия
  2. Ответственность
  3. Щедрость

ЭМПАТИЯ


Сочувствие или сопереживание другому. Нарабатываемый навык, позволяющий нам почувствовать гостя, его ощущения и то, насколько он доволен своим приходом к нам в гости. Как это понять? Хотя бы просто присмотреться к его мимике и действиям.


Если он улыбается, расслабленно сидит, то всё в порядке. Если он хмурится, напряжен, то что-то не так. Допустим, что блюда были вкусными, общение интересным, но вы понимаете, что что-то гостю всё равно не по нраву. К примеру, всё это время он ёжится от холода.


Продвинутый уровень эмпатии - это умение быть уместным в коммуникации. Ты быстро считываешь информацию о госте и уже понимаешь, о чем стоит поговорить, а каких тем избегать.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


После того, как вы поняли, что конкретно стало причиной недовольства гостя, приходит время это исправить, а значит взять на себя ответственность. Разберём пример с холодом. Если гость находится внутри кофейни, то как минимум можно предложить ему плед или убавить температуру внутри. А как максимум…


ЩЕДРОСТЬ


А как максимум - поинтересоваться у гостя, что ещё ты можешь сделать для того, чтобы тот согрелся. Проявить заботу, улыбкой, шутку и не скупиться, угостить небольшой порцией горячего напитка, укутать пледом. В этом вопросе важна искренняя эмоциональная щедрость, энергоизбыточность.

Как еще развить мастерство сервиса?
Делимся еще несколькими секретами, которые сделают из тебя настоящего ниндзя в сфере заботы о госте!
Всегда говори "ДА"
Можно сказать, что “ДА” - единственное разрешенное слово при разговоре с гостями. Да-да, это не шутка

Если на кассе гость спрашивает "есть ли у вас пончики", то отвечая "нет" ты фактически говоришь: “Нет, мне нужны твои 4 миллиона: иди потрать их в другом месте”.


Одно из важных и сильных умений в этот момент - это грамотно войти в разговор и предложить альтернативу близкую по смыслу.


Аналогично со всеми запросами, которые мы слышим на кассе или просто при разговоре с гостями. Развивайте смекалку и придумывайте обтекаемые фразы, которыми можно заменить слово "нет".


В разговоре с любым человеком (мама, начальник, учитель, друг) - ваш собеседник всегда хочет услышать да. И вы такие же- если вы задаете человеку вопрос или просьбу, то вы хотите услышать заветное от собеседника “ДА”


Поэтому практикуйтесь на сменах!

Философия сервиса
Принцип искреннего принятия и согласия

Согласие - это то, что внутренне хочет услышать каждый человек.


Не всегда стоит соглашаться вслух (например, не стоит соглашаться с тем, кто у нас невкусный боул), но точно стоит помнить о том, что мы все разные.


Когда ловишь себя на мысли, что хочется сказать что-то противоречащее, поспорить, доказать, вспоминайте правило выше.

Вероятно вначале будет трудно, да. Но чем чаще ты будешь тренировать этот навык, тем более заметными будут твои успехи в общении.


Мы принимаем мнение гостя и позитивное, и негативное. И поверь, это даёт сильный эффект: гости ощущают, что их мнение что-то значит для тебя, чувствуют себя услышанными, понятыми, принятыми - а это мощный психологический фактор для того, чтобы гость почувствовал себя в безопасности = комфорте.


Помни старую пословицу "на вкус и цвет товарищей нет"?


Восприятие вкуса, аромата и пространства у каждого человека разное. Кому-то нравится супер горький эспрессо, кому-то сладкий-сладкий раф. И каждый из этих людей прав в своём выборе и мнении.


Одно из важных умений в жизни - относиться с уважением к каждому человеку рядом с вами.


Желание помочь человеку решить его проблему


Возьмём для примера что-то неординарное. К примеру, вас спросили знаете ли вы где ближайшая мастерская электроники (случай из жизни, у гостя разбился телефон, и он искал поблизости мастерскую).


Если вы не знаете адрес, то это не повод сходу отказывать человеку. Стоит взять на себя ответственность и найти для человека какое-либо решение.


Схема простая: вам поступил запрос о помощи, и если человек обратился к вам, то именно вы в силах решить его проблему. Самое простое - посмотреть адрес ближайшей мастерской в картах.


Умение амортизировать, соглашаться и сглаживать шуткой


Ситуация негатива, ссоры, выяснения отношений напоминает игру в теннис. И если человек подаёт в вашу сторону мячик негатива, то вы можете либо отбить его обратно, либо нет.


Амортизация как раз про это.


Вот, что полностью обезоруживает человека с претензией:


Согласие - когда ты соглашаешься с претензией человека (не споришь, а принимаешь тот факт, что он может так думать). Это уже делает половину работы.


Шутка - ироничное гиперболизирование ситуации. К примеру, если человек говорит, что в кофейне холодно, то можно ответить "Да, и правда холодно. По ощущениям, как Антарктида или ещё хуже. Сейчас сделаем потеплее"


Такой простой и удобный способ избегать стрессовых ситуаций. Часто он приводит к тому, что гость ценит нестандартный и позитивный подход, и ему это нравится.

Рекомендация на эту тему:

- Книга “Клиенты на всю жизнь”, Браун Пол Сьюэлл Карл и Пол Браун
- Книга “Психологическое Айкидо”, Михаил Литвак